?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Первая часть нашего путешествия: Приполярный Урал. Сплав по реке Хулга. Часть 1 - Заброска

Сплав по притоку Хулги Хайма-Ю дался нам не легко, но зато мы поняли, что такое настоящая работа в команде.

IMG_2829



1. Проснувшись утром следующего дня от барабанной дроби капель дождя по палатке мы начали думать о том, как нам строить катамараны. Часть строительного материала мы взяли с собой (это были доски, которые мы нашли, когда пересаживались на Урал), а часть (это каркас для катамарана) нам надо было найти в лесу. На том берегу, где мы разбили лагерь, подходящего строительного материала не нашлось - это были или кривые низкие березки или слишком толстые лиственницы. Решено было перейти вброд речку, чтобы поискать на противоположном берегу.
Идеальный материал для строительства рамы катамарана - сосна (не зря из неё делают мачты), но на противоположном берегу лес был исключительно лиственный. Пришлось довольствоваться тем, что есть.
  Для доставки бревен на противоположный берег мы придумали такую систему: привязывали веревку к бревнам и со стороны лагеря тянули их к берегу, а со стороны "лесопилки" отпускали веревку. Затем в обратную сторону, но уже без бревен. Таким способом мы без риска достаточно быстро переправили 20 стволов лиственницы. (да простят нас защитники леса)
IMG_2766

2. Пока занимались переправкой бревен, я заметил, что вода в реке из-за проливного дождя стала резко подыматься. Мы поспешили закончить работу, чтобы осталась возможность перейти реку обратно. Сделать это удалось не без труда и болотные сапоги тех, кто шел с противоположного берега были наполнены водой.
IMG_2775

3. Вот так выглядит собранная рама для катамарана. Она оказалась очень тяжелой, т.к. лиственница была сырая. К баллонам она крепится веревками. Сверху мы сделали настил из досок. В общей сложности постройка катамаранов заняла у нас 2 дня. Надо сказать, что я до этого никогда не видел катамаранов, а плавал исключительно на байдарках, поэтому думал, что так и должно всё быть.
IMG_2789

4. Утро третьего дня порадовало нас солнечной погодой, мы начали собирать наш лагерь и готовиться к отплытию. На фото снизу катамараны уже с собранным настилом.
IMG_2798

5.Катамараны спущены на воду, вещи загружены и закрыты тентом от водяных брызг. Обратите внимание на рыболовные ящики - мы на них сидели, когда плыли. Зачем-то мы прицепили сразу мотор. Потом, конечно же, мы его сняли до спокойной воды.
IMG_2801

6.Горная река для наших тяжелых и груженых катамаранов оказалась неподвластной и мы с первых же метров обнаружили, что катамараны неуправляемые, как бы мы не гребли.
IMG_2810

7. На первом же небольшом пороге катамаран со старшими участниками команды сел рамой на камень.
IMG_2821

8.Этот же порог, вид сверху. Второй катамаран пришвартовался в 20 метрах до засевшего катамарана.
После часа раздумий мы разгрузили вещи и веревками притянули засевший катамаран к берегу. Второй катамаран мы решили сплавить по свободному от камней фарватеру правее засевшего.
IMG_2825

9. Однако, второй катамаран, ввиду своей массы, не смог дотянуть до спасительного фарватера и засел на том же самом месте. Его так же разгрузили, притянули к берегу. Решено было обнести порог по берегу. Удалось нам это не без труда, т.к. берегом была практически отвесная скала.
IMG_2836

10. Пока мы разгруженные катамараны перетаскивали вдоль берега, пока загружали их обратно - дело уже начало близиться к вечеру и надо было вставать лагерем, тем более участники команды уже изрядно проголодались. Лагерь разбили на правой стороне реки практически сразу же за злополучным порогом.
IMG_2841

11.Утром четвертого дня с начала постройки катамаранов я встал пораньше, чтобы запечатлеть интересные облака. Решено было на этой симпатичной стоянке остаться на день. Примерно с этого места начали нам встречаться кедры и я набрал шишек. Они были ещё зелёные и мы кидали их в костер, чтобы достать из них орехи. В ближнем леске набрали ягод (черника, голубика, морошка) для компота.
IMG_2844

12.На пятый день загрузили вещи и тронулись в путь.
IMG_2851

13. Плыли мы по технике "тараканы в унитазе": т.е. если нам на пути встречалось препятствие, то обрулить его в большинстве ситуаций не представлялось возможным и мы или врезались в него, или нас закручивало и мы ехали или боком или задом.
IMG_2853
14. Старшим не повезло и они сели на огромный булыжник:
IMG_2857

15. Мы так же несколько раз садились на камни, врезались в берег и в конечном итоге все эти препятствия не прошли даром для наших катамаранов. Несколько километров спустя наша команда обнаружила, что из шкуры торчат баллоны. Решено было встать лагерем, чтобы посмотреть повреждения и устранить их. Когда мы перевернули катамараны, наши худшие опасения оказались оправданы:
IMG_2877

16. Последующие 4 дня мы стояли лагерем и зашивали шкуры наших катамаранов. Занятие это довольно непростое и тяжелое. Хорошо, что у нас с собой были большие иглы и прочные капроновые нитки. Зашивать катамаран одновременно могут только двое человек. Остальные в это время занимались ловлей рыбы, собирательством ягод, грибов, шишек и охотой. Ниже на фото -  хариус:
IMG_2881

17. Урожай шишек был неплохой.
IMG_2883

18. На второй день стоянки мы встретили группу туристов на более современных катамаранах. Они посмеялись над нашей палубой, спросили: "Зачем такая вам? Чтобы танцевать?".
Их катамараны опережали наши в развитии на несколько десятков лет:
IMG_2891

Мы рассказали им о своих злоключениях и об 11-ом участнике, который стартовал раньше нас.

Туристы переглянулись и рассказали, что когда их на то же место, что и нас привёз вездеход, то к ним в буквальном смысле из леса вышел человек и рассказал, что он отделился от группы заброски и на лодке поплыл один вниз по течению.
Не справившись с лодкой он налетел на камни и порвал один из баллонов. Лодку он оставил на берегу около устья Хайма-Ю на видном месте, а сам пошел обратно пешком с рюкзаком. Хотел дойти до марганцевого карьера, но тут ему подвернулась удача в виде вездехода и обратно он уехал с ним в Инту.
Мы обменялись приметами и оказалось, что это наш товарищ. Мы до сих пор не понимаем, где разминулись: река ведь узкая и сложно не заметить друг друга...

На следующий день мы с другом решили сходить в разведку и посмотреть где лежит лодка.

19. По пути к устью:
IMG_2886

20. Пройдя 8 км мы обнаружили его лодку и плащ, обмотанный вокруг дерева.
Для нас он оставил внутри ещё бутылку водки. Мы спрятали лодку в лесу, отметили точку на GPS-навигаторе и пошли обратно в лагерь. По пути подстрелили глухарку.
IMG_2893

21. К следующему дню мы уже зашили наши катамараны и решили стартовать. Перед нами был непростой 2-х километровый участок реки, который нам надо было пройти. На нём река разливается на много рукавов и некоторые протоки мелеют на столько, что становятся глубиной по щиколотку.
Наш катамаран. Обратите внимание на деревянный транец для мотора из досок:
IMG_2938

22. На мелях мы спрыгивали с катамарана и проводили его вручную между камней:
IMG_2941

23. Когда становилось совсем мелко, мы на "раз-два-взяли!" приподымали его на 20 см и продвигали вперед. И так шаг за шагом. Кстати, приподнять груженый катамаран можно было только всем вместе. Поднять его было невозможно:
IMG_2952

24. Где-то приходилось вручную углублять русло:
IMG_2951

25. И когда казалось, что уже всё прошли, что разлив реки позади, нас ожидала такая вот неприятность (на фото ниже). Мы опять разбили лагерь и открыли "кружок кройки и шитья". У нас закончились нитки и нам пришлось использовать леску-плетенку и распускать веревки.
IMG_2954

26. Простояв лагерем ещё 3 дня мы трогаемся в путь.
IMG_2973

27. Но не тут то было. При отплытии у катамарана старшей части команды опять рвётся одна из шкур. Устраиваем совещание часа на 2 и решаем, что оставшиеся 3 км до Хулги мы пройдём пешком с необходимыми вещами и порванной шкурой, разобьём там лагерь и на следующий день зашьём пробоину, вернёмся к катамаранам и сплавим их к лагерю налегке.
IMG_0703

27. Ночуем в устье. На утро решаем переправиться на другую сторону - там более удобная стоянка. Переправляем вещи и команду с помощью одноместной лодки и веревки:
IMG_2976

28. Не всем удалось переправиться на тот берег по-сухому:
IMG_2983

29. Шкуру оперативно зашили, благо пробоина была только на ней одной.
Мы вернулись к катамаранам, привязали шкуру, накачали, спустили их на воду и сплавили до устья к нашему лагерю.
IMG_2994

30.
IMG_2987

31. IMG_0710


Пока готовился ужин мы сходили за спрятанной в лесу лодкой отделившегося участника.

Спустя почти 2 недели после заброски мы наконец-то выплыли к Хулге. Хайма-Ю была пройдена.

У нас была небольшая проблема: закончились практически все продукты.
Осталось только: соль (20 кг) - мы её брали для засолки рыбы, подсолнечное масло, лук, специи и мука.
Сахар, чай, сладости, тушенка, сгущенка, крупы, макароны, кофе и пр. давно закончились, т.к. по графику мы должны были уже были подходить к точке выброски.

А нам надо было ещё пройти Хулгу...


Comments

( 9 comments — Leave a comment )
trunov_dmitry
Jan. 21st, 2014 01:51 pm (UTC)
Блин, Такая крутая вылазка и сплав.

Жму руку
petr_shitov
Jan. 22nd, 2014 08:03 am (UTC)
Спасибо!
Мы сами до сих пор ностальгируем по этому сплаву..
Irina Khorosh-Rodzik
Jan. 22nd, 2014 12:38 pm (UTC)
А продолжение будет? собираемся по вашим стопам в этом году, поэтому очень интересует..
petr_shitov
Jan. 23rd, 2014 07:38 am (UTC)
Конечно будет..
Сейчас руки просто не доходят до 3-ей части
В течение недели в планах написать =)
Irina Khorosh-Rodzik
Jan. 24th, 2014 07:56 am (UTC)
СпасиБо! очень ждем!
petr_shitov
Jan. 30th, 2014 12:17 pm (UTC)
Dmitry Tarakanov
Apr. 15th, 2014 12:36 pm (UTC)
Ребята, вы жжжоте! Это просто напалм! Не пришло в голову, как первому участнику, что катамараны были лишними в этом подвиге? :) С нетерпением жду продолжения рассказа.
petr_shitov
Apr. 15th, 2014 02:22 pm (UTC)
часть 3 - http://petr-shitov.livejournal.com/2069.html

Да, иногда хотелось их сжечь и идти пешком))
crotique
Nov. 23rd, 2014 01:31 pm (UTC)
Блин, столько ностальгии... Мы, правда, так далеко не забирались, но ситуации, когда:
1. Страшный перегруз лодки, когда она оседает чуть ли не по палубу,
2. Плыть негде, т.к. одни камни,
3. Рвущиеся шкуры катамаранов,
4. Быстро закончившийся ресурс (нитки, клей, скотч) -
очень знакомы :)
Правда, ремонт катамаранов никогда не занимал более одного дня. Один раз, правда, делали это ночью в мороз (в мае).
А клей кончался, когда мы сдуру вдвоем с приятелем поперлись по речке-шкуродерке в Карелии (потом узнали, что по речке этой ходят только весной в паводок). В результате, мы уже не проклеивали заплаты, а только зашивали дыры и постоянно мисками отчерпывали воду.

Спасибо за интереснейшее чтение :)
( 9 comments — Leave a comment )