Previous Entry | Next Entry

Первая часть нашего путешествия: Приполярный Урал. Сплав по реке Хулга. Часть 1 - Заброска

Вторая часть нашего путешествия: Приполярный Урал. Сплав по реке Хулга. Часть 2 - Хайма-Ю

Хулга, после впадения в неё Хайма-Ю, представляет собой широкую, с каждым километром всё более глубокую реку.
В первые 2 дня пути нам попадались ещё шиверы и препятствия в виде больших камней, но далее мы уже не опасались за наши франкинштейны катамараны.

1. Как я уже рассказывал в предыдущей части, у нас практически полностью закончился провиант к выходу на Хулгу. Пришлось нам питаться "подножным" кормом, благо лес и река стали намного богаче "дарами природы", чем Хайма-Ю и её окрестности.

22 августа

На стоянку на макушку ели прилетела кедровка. Потом ещё одна. И ещё.

Мясо в ней мало, но в супе это не так заметно. Мясо белое, нежное, с привкусом кедровых орехов (или нам так показалось).
Рецепт супа был простой: ведро грибов (преимущественно подосиновики и обабки), 3 кедровки, 3 стакана муки. Получилось очень густое варево, которое мы ласково называли "Жульен"

2. На десерт были кедровые орехи, которые я нарвал ещё на предыдущей стоянке.

3. Перекусив, собрав вещи и погрузив их на катамараны мы тронулись в путь. Хулга, после впадения в неё Хайма-Ю оказалась достаточно широкой и сильных неприятностей нам не доставляла, за исключением многочисленных шивер (мелей) - но мы вовремя спрыгивали с катамаранов и проводили их на руках.

4. Первую стоянку на Хулге нашли на плато, которое возвышалось над рекой.

5. Эта одна из моих любимых стоянок в этом походе. Земля была выстелена мхом (ягелем), повсюду рос какой-то низкорослый кустарник по пояс, вокруг было полно сухих еловых дров и открывался замечательный вид на реку. Кстати, в этот день мы добыли первых нырковых уточек. Опять же с грибами и с мукой в супе они были чудесны...

На этой стоянке нам пришлось задержаться на день, т.к. всё-таки на шиверах мы немного надорвали наши катамараны и им требовался небольшой ремонт. Но за это время мы смогли высушить наши вещи и палатки.

6. 24 августа. Попрощавшись с живописной стоянкой мы тронулись в путь.
Когда плывёшь по реке, самый большой кайф - это узнать что находится за вон тем (следующим) поворотом... Поворот пройден, а за ним ещё один и ещё..

7. Самое серьёзное препятствие, которое было на Хулге - это вот эти камни, которые мы аккуратно, вдоль берега с помощью верёвок обошли.

8. Пока проводили второй катамаран я взобрался на ближайшую "верхотурину":

9. Урожай шишек хорош:

10. Вечером на стоянке появился гнус. До этого его не было:

11. 25 августа. Река с каждым километром становится всё спокойнее и глубже. По берегам очень интересно меняется растительность: чем южнее мы плывём, тем разнообразнее становится видовой состав растений и животных, тем спелее шишки и ягоды. Буквально 20 км верх по течению я собирал ещё зелёные шишки, которые надо было кидать в костёр, чтобы они раскрылись, а здесь они практически спелые. Больше стало лиственных деревьев, кустарников. Практически при каждом сходе на берег из под ног взлетает здоровенный глухарь.

12. Пошёл дождь и выглянуло солнце. Мы увидели как радуга растёт прямо из воды:

13. Время стало близится к вечеру и мы стали искать стоянку.

15. Этим вечером произошло два главных трофейных события этого похода: мы добыли глухаря и тайменя:

16. Под занавес дня нас ждала большая удача в виде базы охотников (или туристов) с баней, большим зимовьём, кострищем и беседкой. Мы попарились в баньке, натопили печку в доме и улеглись "валетом" спать.
Ниже на фото домик, где мы все уместились:

17. Внутреннее убранство. Обратите внимание, что матрасы в зимовьях всегда подвешивают на веревки, чтобы они не отсырели и чтобы в них не завелись мыши. Во все постройки проведены провода, видимо сюда привозят генератор.

18. Палаты:

19. Банька

20. Беседка с кострищем.

21. С утра попробовали малосольного тайменя. Я никогда до этого не ел тайменя. Мясо очень нежное, розовое.

22. Вид со стоянки:
Мы решили остаться здесь на день, заодно закрепить и настроить моторы, т.к. течение стало очень медленное и грести стало достаточно тяжело.

23.  27 августа. Сразу после того, как мы отплыли с цевилизованной этой уютной стоянки мы поймали ещё одного таймешка.

24. Через 10 километров пути нас ждал приятный сюрприз - мы встретили стоянку геологов. Они жили в огромных красных палатках с буржуйками. К сожалению, мы не успели их сфотографировать. Они нам дали хлеб, сахар, кофе, чай, крупы. Мы им - свежеподстреленных уток. Пообщались, позвонили от них по спутниковому телефону домой, сказать, чтобы родители не беспокоились.

25. С реки взлетела пара огромных белых лебедей:

26. Стоянку разбили через 5 км после стоянки геологов. В реке начала ловиться щука. Причём в огромном количестве: нам хватало на уху и на жаренное филе. Не сходя с места можно было поймать штук 20 щучек...

27. 28 августа. Последующие дни пейзаж вокруг практически не менялся. Уже не было такое буйство красок и рельефа, как в верховьях. Мы шли на моторах и проходили в день в среднем 25-30 км. Ниже на фото пласты торфа. Иногда казалось, что пласт отвалится и от туда выпадет мамонт...

28. На стоянке нас ждал красивый закат:

29. Песчаная дюна:

30. 29 августа. Ночью произошёл конфуз: мы оставили стрелянных и ощипанных уток на катамаране в пакете, накрытом сковородой. С утра просыпаемся, а их нет! Оказалось их украл какой-то зверёк и утащил к себе в нору. Как мы поняли по следам, это была выдра. Нора находилась около кромки воды. Ещё мы в этот день поймали нельму. Забавно то, что у неё рот полностью без зубов. Как эмалированное ведро:

31. 30 августа. На следующий день река "вскипела". Оказалось, что это кормился сырок (или пелядь). Мы на "мух" наловили и закоптили его.

32. 31 августа. Пейзаж не меняется. Вообще никак:

33. Мы плыли 2-мя экипажами и договаривались, в каком квадрате (по карте) мы остановимся на ночлег. Более молодая часть команды плыла намного впереди и разбивала лагерь, разводила огонь, готовила еду, в то время как старшие наслаждались рыбалкой и приплывали к лагерю уже к темноте. На следующей стоянке нам опять повезло и мы нашли зимовьё. Оно было спрятано в лесу в 100 метрах от берега и обнаружили его по чистой случайности. Предыдущие 2 дня шёл проливной дождь и мы просушили в нём вещи:

34. 1 сентября.  По карте нам оставалось плыть совсем чуть-чуть до пункта высадки - Саранпауля.
Спустя несколько часов пути нам на горизонте показываются крыши домов. Река резко расширяется, т.к. впадает в более крупную реку - Ляпин, подымается ветер и нам в нос бьют сильные волны, перехлёстывая через катамаран.

35. Лошадки:

36. Пока ждали старших мы сбегали на разведку, узнать на счёт транспорта на большую землю. Оказалось, что транспорта нет =(
Воздушное сообщение здесь раз в неделю и самолёт улетел 2 дня назад, а чтобы добраться водным путём надо было договариваться с капитанами судов.
Мы дождались старших и они договорились с одним капитаном, что он довезёт нас на своём катере до своего отца, который ночевал вместе со своим судном в 30 км. ниже по течению и по плану должен был плыть в Игрим, куда нам и надо было добраться.
Мы быстро разобрали катамараны, погрузились на катерок и отплыли.

37. Приплыли к избушке, где ночевал отец капитана, дождались, пока он проснётся, погрузили вещи на баржу и отплыли в сторону Игрима:

38. На топливной барже было ужасно холодно. Костёр не разожжёшь, пол металлический, бортов нет...
Мы разбили палатки и грелись в них..

39. Капитан находился на кораблике, который тянул нашу баржу в 50 метрах от нас и докричаться до него не было никакой возможности:

40. Река Ляпин впала в Северную Сосьву и стала ещё шире.
Закат:

41. 3 сентября. В Игрим приехали уже к рассвету, чуть не окоченев от холода.. Там договорились с маршрутчиками, чтобы они нас отвезли на р. Обь, в населённый пункт Нижние Нарыкары - от туда ходит "Метеор" до Приобья.

В Приобье сели на поезд, который идёт до Екатеринбурга. Там ещё одна пересадка, 2 дня пути и наконец-то мы дома!

После путешествия мы сделали для себя много выводов, особенно по совершенствованию нашего снаряжения.

Этот поход запомнится нам на долго и мы до сих пор постоянно вспоминаем его, когда собираемся вместе..

( 8 comments — Leave a comment )
bioplant
Jan. 30th, 2014 12:26 pm (UTC)
и как кедровки?
petr_shitov
Jan. 30th, 2014 12:51 pm (UTC)
Вкусные..
Только мяса мало))
pvttyjctw
Jan. 30th, 2014 07:09 pm (UTC)
Irina Khorosh-Rodzik
Jan. 31st, 2014 07:30 am (UTC)
Круто! Катамаран у вас был потрясающий! На некоторых фотках он похож на плот - балонов почти не видно!:)
Петр, а не сохранилось ли у вас случайно телефона капитана катера?
petr_shitov
Jan. 31st, 2014 09:15 am (UTC)
Да, на таких катах я больше нигде не катался
На следующий год я уже купил себе катамаран полегче))

У меня точно нет - я спрошу у других участников похода, может у кого остался телефон. Всё-таки 5 лет прошло... О положительном или отрицательном результате я сообщу Вам в течение недели.
Irina Khorosh-Rodzik
Jan. 31st, 2014 11:54 am (UTC)
Спасибо, еще такой вопрос, сколько вы плыли на этом катере до Игрима? Сутки или меньше?
petr_shitov
Jan. 31st, 2014 12:06 pm (UTC)
в Саранпауле мы сели на катер (примерно в 22:00-23:00), на нём за 3-4 часа догнали нашу баржу (она стояла, по-моему, на р. Северная Сосьва сразу после впадения Ляпина).
Там до рассвета подождали капитана (он спал в избушке неподалёку), погрузились и тронулись в путь. На барже плыли с 6 утра до 5 утра (да, почти сутки)

Была возможность сразу уехать из Саранпауля на барже, но мы не успели, т.к. ждали вторую часть команды.

Кстати, там на причале много кораблей, поэтому всегда можно договориться..
Единственная проблема - почти все капитаны всегда пьяные((
Ещё такой момент - после 1 сентября корабли ходят не часто... Как сейчас - не знаю.
Irina Khorosh-Rodzik
Feb. 3rd, 2014 11:35 am (UTC)
Спасибо! Мы будем выбираться из Сранпауля в середине августа. Надеемся, конечно, улететь. Но если не получится, то надеемся уплыть:) Хотя, говорят, что с начала августа никакие катера уже не ходят- мелко. Может быть позже, в сентябре уровень воды опять повышается.. Или вам повезло..
( 8 comments — Leave a comment )